Кемский район
Кемь - старинный центр русского Поморья, самый северный город и районный центр Республики Карелия в устье реки Кемь. Отсюда - самый короткий путь с материка на Соловецкие острова (45 км).
16 мая 1785 г. Указом Екатерины II Кеми был присвоен статус города как самому крупному на побережье Белого моря селению. Указ привез и прочитал кемлянам известный русский поэт Г.Р Державин, бывший в то время олонецким губернатором.
Сейчас Кемь имеет статус исторического города. Древняя часть города называется Большой Лепостров и лежит между двух рукавов реки Кемь. На территории Лепострова расположены: памятник деревянного зодчества начала 18 в. Троицкая часовня с сохранившимся интерьером, ряд улиц с жилыми домами, дворами-сеновалами, примерами поморского городского жилища второй половины 19 в. Здесь же, на высоком берегу Лепострова, находится Успенский собор - замечательный памятник русской архитектуры 1714 г. Специалисты-архитекторы оценивают Успенский собор как жемчужину северного деревянного зодчества.
Первые поселения людей в этих местах появились в IX тысячелетии до нашей эры. Древнее население Карельского Поморья оставило после себя загадочные сооружения. В 30 км от Кеми на островах Кузовах находится древнее святилище. Святилище включает лабиринты и каменные сложения, отдаленно напоминающие людей, животных и птиц. Это сейды - священные камни саамов и других древних племен, населявших Беломорье. Особенности конструкции сеидов связаны с представлениями первобытных людей Севера о загробном мире, заключавшимися в том, что старший в роду после смерти превращается в камень, а потом и в божество. Расположение их на островах связано с представлением о нахождении «мира мертвых» за морскими пространствами.
В 10-11 вв. н. э. началось освоение Беломорского побережья славянами -православными монахами, купцами и военными дружинами из Новгорода. В начале 15 века (1429 г.) на Соловецких островах, близ горы Секирной, обосновали скит монахи Савватий и Герман, которых вскоре сменил Зосима. Монастырь постепенно богател, приобретая земли и промысловые угодья на побережье Белого моря. В 1450 г. Марфа Борецкая (знаменитая Марфа Посадница) пожаловала Соловецкому монастырю свои кемские владения. Это способствовало притоку в Кемь русских поселенцев.
Так в начале 16 в. образовалась Кемская волость.
Основными занятиями жителей Кемского Поморья были добыча тюленя и других морских зверей на льду в весенние месяцы, тресковый, семужий и сельдяной лов, торговля, жемчужный промысел. В конце 18 в. жемчужный венок стал основным элементом герба Кеми.
Кемские поморы вписали много славных страниц в историю исследования Северного Ледовитого океана (например, кемский кормщик Савва Лошкин в 18 в. продолжительное время промышлял морского зверя у Новой Земли и первым из мореходов обошел эти острова вокруг). С морскими промыслами было тесно связано и судостроение. Поморы-купцы заказывали постройку мореходных судов (кочи, лодьи, морские лодки разных типов, а позднее - шхуны и яхты) карельским мастерам. Суда строились в поймах рек. Для строительства судов в Кеми ковались якоря, цепи, судовая обшивка. В 1842 г. в Кеми были открыты шкиперские курсы для подготовки судоводителей. В разработке этих курсов принял участие адмирал И.Ф. Крузенштерн. Поморские суда ходили с промысловыми и торговыми целями на Мурманское побережье Баренцева моря, в Архангельск, к Новой Земле и на Грумант (Шпицберген), в Норвегию, вокруг Скандинавского полуострова в Англию и Данию, на Балтийское море - в Ригу, Ревель, Санкт-Петербург.
Торговали поморы со своими западными соседями и по суше, в частности, со шведами. Ездили торговать кемские крестьяне и в русские области через Каргополь, Вологду, Ярославль и до Москвы. На это же время приходится развитие на торговых путях таможенных пунктов, которые собирали пошлины в пользу государства. Одна из старинных таможенных застав находилась в селе Панозеро (по направлению от Кеми к пос. Калевала), где сохранилось много архитектурных памятников.
Образ жизни и промысловые традиции поморов, особенности традиционной архитектуры сохранились в древних поселениях Гридино и Калгалакша.
Со второй половины 19 в. в Поморье начинают усиленно развиваться лесозаготовки и лесопиление. Огромные запасы леса, хорошие пути сплава и возможность отгрузки продукции морем привлекали к Кеми взгляды русских и английских лесопромышленников, которые построили в Поморье ряд лесопильных заводов.
1918 г. прошел для кемлян под знаком вторжения большого отряда белофиннов, затем 600-дневной оккупации Кемского уезда и самого города англо-франко-сербо-американскими войсками. В советское время лесозаводы и морские суда были национализированы, а в поморских селах были организованы рыболовецкие колхозы.
В первой половине 1920-х гг. в Кеми советскими властями был организован первый официальный уголовный и впервые политический концентрационный лагерь, служивший пересыльным пунктом при отправке заключенных на Соловки. Здание, в котором размещалось управление Соловецких лагерей, сохранилось.
В городе установлен поклонный крест в честь погибших в лагерях.
В годы Великой Отечественной войны Кемский район был прифронтовым. Многие кемляне ушли на фронт, многие вошли в партизанские отряды. Вся промышленность была перестроена в соответствии с нуждами военного времени, в частности лесопильные заводы производили лыжи, волокуши для перевозки раненых, винтовочные приклады, ящики для мин и прочее. Кроме того, в Кеми были расположены два госпиталя.