Сортавала
Город Сортавала и территория, подчиненная ее мэрии, расположены в юго-западной части Карелии. Территория включает в свой состав многочисленные острова северо-западного побережья Ладожского озера, включая архипелаг Валаам.
В силу своего исключительного географического положения и благодатных природных условий территория Сортавалы с давних времен была привлекательной для заселения. Наиболее ранние стоянки древнего человека близ Сортавалы датируются VII тыс. до н.э.
Среди археологических памятников наибольший интерес представляют памятники средневековья Северного Приладожья, в частности, памятники корелы, средневекового этноса, населявшего территорию Карельского перешейка, с центром в городке Корела (ныне город Приозерск Ленинградской обл.). Одним из наиболее интересных археологических памятников является укрепленное городище Паасо 12-13 вв. Эта древняя крепость располагалась на горе (83,2 м над уровнем Ладожского озера) неподалеку от слияния рек Тохмайоки и Хелюляйоки, близ г.Сортавала. В 13 в. городище внезапно погибло (предполагается, что оно было разрушено шведами). В 18 в. во время русско-шведской войны здесь стоял гарнизон, защищавший г. Сортавала. Городища-укрытия такого типа (линнамяки, линнавуори) распространены на всей территории Северного Приладожья.
В шхерах Северной Ладоги на островах Риеккалансаари и Тулолансаари находятся старейшие земледельческие ландшафты с тысячелетней историей. Основные хозяйственные занятия населения края до сер. 19 в. - трехпольное и подсечное земледелие. Вспомогательными занятиями были охота и рыболовство, углежжение, лесопиление, изготовление кирпича и разработки камня.
В народной архитектуре Северного Приладожья имеются общие черты, характерные для всего деревянного зодчества Северной Европы (в том числе российского севера и восточных губерний Финляндии), так и специфических особенностей. В отличие от сопредельных восточных районов Карелии, в которых преобладают крупные села, окруженные средне- и малодворными деревнями, в Приладожье она организована «местечками» и «хуторами» (единичными крестьянскими усадьбами-хозяйствами).
Начиная с 12-13 вв. территория края попадает под влияние Новгорода. Духовными центрами Приладожья с 14 в. становятся Валаамский и Коневецкий православные монастыри, основанные на островах северной части Ладожского озера.
В период 1580-1617 гг. территория края становится ареной русско-шведских войн и неоднократно переходит из одного владения в другое. После 1617 г. карельское население территории переселяется в Олонец и в центральные части России (потомки этих переселенцев составляют ныне группу тверских карел).
В 1632 г. шведами основывается город Сордавалла с целью шведского контроля над торговыми путями края. Грамота об основании города датируется 1646 годом. Земли вокруг города объединяются в графство, являвшееся личным владением рода Банеров. Из герба Банеров заимствован основной элемент - две скрещенные кавалерийские пики с флажками (герб города утвержден в 1788 г.).
По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Сортавала отходит к России и переименовывается в Сердоболь.
В 1765 г. открыты месторождения мрамора в районе Рускеала. Вскоре после открытия начинается его промышленная добыча. Мрамор грузили на галиоты и отправляли в Санкт-Петербург. Рускеальский серый с оттенками мрамор широко использовался при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Мраморного, Таврического, Зимнего и других дворцов. Мраморный и известковый карьеры в Рускеале действовали вплоть до 1939 г.
В 1783 г. указом Екатерины II Сердоболь становится уездным городом Выборгской губернии и в 1811 г., вместе со всей губернией, входит в состав Великого княжества Финляндского. Исчезновение военной угрозы стало причиной нового экономического подъема для города, где особое развитие получила торговля. Сердобольские купцы продавали пушнину, смолу, масло, позднее - знаменитый ладожский гранит. Традиционные зимние ярмарки в Сердоболе были самыми крупными в Финляндии.
В 1860 г. был создан генеральный план города Сортавала. С этого времени начинается главный градостроительный этап в формировании современного облика города. В 1873 г. на пожертвования петербургских купцов Елисеевых построена каменная церковь Петра и Павла. Начало 20 в. - переломный момент перехода к капитальной застройке города каменными домами. Благодаря участию в этой работе известных финских архитекторов из Хельсинки и Выборга архитектурный облик Сортавалы приобрел уникальные для Карелии градостроительные особенности. В застройке города прослеживается влияние всех основных для эпохи конца 19 - первой трети 20 вв. архитектурных стилей. Сейчас Сортавала - единственный исторический город в Карелии, в котором практически вся застройка исторической части города представляет историко-культурную ценность.
В фольклорном наследии края выделяются эпические песни о рождении железа. В ходе своих экспедиций в Сортавале трижды бывал Э.Леннрот (1828, 1837, 1841 гг.). В честь Леннрота в 1978 г. в Сортавале установлен памятный знак (пл. Вяйнемейнена, автор проекта В.В.Еловков). С 1896 г. в Сортавале начинают проходить общефинские певческие праздники. Праздники песни проходили в городском парке Ваккосалми, певческая площадка которого отличается хорошей акустикой. В связи с празднованием 100-летия первого издания «Калевалы» в 1935 г. в центре Сортавалы сооружен памятник рунопевцу Северного Приладожья (волость Суйстамо) Педри Шемейкка (1825-1915 гг.). Автор - скульптор Алпо Сайло.
В окрестностях города также находятся несколько интересных архитектурных памятников. Это дача доктора Винтера в Таруниеми, дача Яскеляйнена в Карьявалахти, железнодорожный вокзал в Вяртсиля. В 1916 г. в Сортавале поселился Н.К. Рерих, написавший здесь несколько картин.
После провозглашения независимости Финляндии город переименовывается из Сердоболя в Сортавала, а территория Карельского Приладожья входит в состав Выборгской губернии. В результате Зимней войны по договору от 12 марта 1940 г. Сортавала вместе с другими территориями присоединяется к СССР. 15 августа 1941 г. Сортавала занята финскими войсками. По договору от 19 сентября 1944 г. Сортавала вновь отходит к СССР.