Туз из рукава
В Загребе продолжается процесс над бывшим премьером и председателем партии ХДЗ Иво Санадером и другими обвиняемыми в связи с аферами ИНА-МОЛ, Хипо и «Фими-Медиа».
В четверг вечером в загребский аэропорт Плесо из Шереметьево прибыл Боинг 737 с двумя пассажирами на борту. По всей видимости, этим бортом прибыл российский нефтяной магнат Михаил Гуцериев, владелец Роснефти. Известно, что Гурциев длительное время находился в США. Чтобы узнать в каком именно отеле он проживал, понадобится карта отелей США.
После того, как венгерский предприниматель Имре Фазекаш оспорил свидетельство Роберта Ежича, что Санадер получил взятку в 5 миллионов, Гуцериев прибыл на суд также оспорить обвинения против бывшего премьера.
Фазекаш сообщил, что деньги на счёт Ежича были переведены из России, и что часть денег была его, часть принадлежала Гуцериеву. Целевое назначение этих денег – проект «Дружба Адриа», хранилище природного газа в Омише, которое Роснефть собиралась соорудить на территории фирмы «Диоки», принадлежащей Ежичу.
Господину Гуцериеву на процессе задавали множество вопросов, связанных с его бизнесом. Так, в частности, выясняли связи между Роснефтью и венгерской нефтяной компанией МОЛ, управляющей сейчас хорватской ИНА. Гуцериев тепло отозвался о сотрудничестве его крупнейшей компании и венгерских коллег в Сибири.
Буквально он сказал следующее: «В 2004 году я купил 50 процентов акций одной из дочерних компаний. МОЛ владеет 50 процентами акций, это была одна такая компания в Западной Сибири. Вот уже 9 лет мы работаем вместе и качаем там нефть. По русским меркам это не очень большое месторождение, но для МОЛа это крупные цифры – порядка миллиона тонн в год. Фирма зовётся ЗМБ».
На вопрос, знает ли свидетель фирму «Ксенопласт» Гуцериев отозвался, что названия фирм часто и не запоминает. Лучше пусть ему назовут фамилию директора. Тогда вопрос был переформулирован так: речь идёт о Роберте Ежиче и Стефане Хульриманне. «Этих людей мне рекомендовал Фазекаш, они должны были нам обеспечить подписание договора. А они просто украли деньги. И хотели сбежать в Мексику. Они уже просматривали отели Канкуна цены на которые удивляют, чтобы временно там поселиться».
Таким образом, показания господина Михаила Гуцериева разбили тезис о взятке в 5 миллионов евро, полученной Санадером от венгерского МОЛа. Но остался открытым вопрос: почему же именно в правление Иво Санадера МОЛ получил контрольный пакет акций стратегически важной в хозяйстве страны ИНЫ, владельца нефтеперерабатывающих предприятий страны и большинства бензозаправок?