Горностай
Наши прежние исследования (Данилов, Туманов, 1976а) позволяют отнести горностая, обитающего в Карелии к среднерусскому подвиду. Вес тела взрослых самцов (/? = 19) - 209 (174,3-268) г, самок - 114,1 (105-145) г., длина тела и кондилобазальная длина черепа, соответственно: самцов - 253,1 (237-270), и 47,3 (44,4-49,9), самок - 221,2 (195-239) и 42,2 (39,4-44,8) мм.
Распространение. Численность. Биотопическое распределение.
Северный предел распространения вида совпадает с береговой линией Баренцева моря. В Карелии горностай распространен повсеместно, в том числе и на крупных островах Белого моря, Ладожского и Онежского озер.
Плотность населения вида в южных районах несколько выше, чем на севере региона. Показатель учета горностая в северных районах Карелии в среднем составлял 1,0 следа на 10 км маршрута, в центральных р-нах -1,2, а в южных р-нах - 1,7. Относительно невысокая численность вида (0,6-1,7 следа на 10 км) характерна для наименее освоенных в сельскохозяйственном отношении районов с господством сосновых лесов и моховых болот (Лоухский, Калевальский, Кемский, Беломорский). Выше численность (0,8-3,2 следа на 10 км) в южных р-нах: Лахденпохском, Питкярантском, Олонецком, Пряжинском, Прионежском, территории которых вследствие интенсивной антропогенной трансформации представляют для горностая более благоприятную среду обитания. Это - сельскохозяйственные угодья, опушки леса, смешанные насаждения по берегам водоемов, заброшенные сенокосы и пожни, возобновляющиеся вырубки и другие мозаичные биотопы. Вместе с тем, в отдельные годы, когда численность основных жертв горностая - мышевидных грызунов - на юге республики находится в минимуме, и численность хищника здесь бывает даже ниже, чем на севере (рис. 52).
Горностай встречается во всех ландшафтах и биотопах. Тем не менее его биотопическая приуроченность определяется плотностью населения его основных объектов - мышевидных грызунов. В высоких широтах, где спектр биотопов довольно узок, наибольшая плотность основных жертв горностая наблюдается по берегам водоемов, на окраинах полей и населенных пунктов (Насимович, 1948в). К югу эта особенность заметно нивелируется. Увеличивается мозаичность и вариабельность биотопов с высокой плотностью мышевидных грызунов, вследствие чего распределение хищника принимает диффузный характер (табл. 28)
Стадиальное распределение горностая изменяется по годам в соответствии с изменением численности мышевидных грызунов. Так, в годы "неурожая" основных жертв горностая и при низкой численности последнего его распределение носит выраженный очаговый характер, когда хищники встречаются преимущественно в стациях переживания полевок - по окраинам сельскохозяйственных угодий, на опушках леса, по берегам водоемов, окраинам населенных пунктов. В годы обилия полевок следы хищника встречаются во всех типах угодий.
Участок обитания.
Обеспеченность кормом определяет не только стациальное распределение вида, но и пространственную структуру популяции, отдельные ее элементы - протяженность охотничьего хода зверьков, размеры их индивидуальных участков, гнездовые и временные убежища и др.
По нашим прежним наблюдениям (Данилов, Русаков, 1974; Данилов, Туманов, 1976а; Данилов и др., 1977) протяженность охотничьего хода самцов горностая в Карелии в среднем равнялась 2,6 км (п = 20), самок - 2,0 км (п = 9). При высокой численности мышевидных грызунов средняя длина охотничьего хода была почти вдвое меньше и составила: самцов - 1,5 км (и = 8), самок -1,0 км (п = 4). В годы со сравнительно низкой численностью основных жертв протяженность охотничьих перемещений хищников возросла: самцов до 4 км (п = 9), самок - 3 км (п = 3).
В соседней с Карелией Архангельской обл. протяженность суточного хода самцов в среднем составляла 2,8 км (и = 15), а самок - 0,6 км (п = 4); площадь же участка обитания колебалась от 21 до 160 га (Вайсфельд, 1972).
В Карелии площадь участка обитания зверьков в годы обилия корма была: у самцов - 10-15 га, у самок - 7-10 га. В годы же с низкой численностью жертв она возрастала до 25-30 га у самцов и 20 га у самок (Данилов, Русаков, 1974).
Данные, близкие к нашим, получены также в Финляндии (Siivonen, 1956). Там район охоты самца составляет в среднем 20 га (п = 11), самки -7 га (п = 29).
На севере - в Лапландском заповеднике, где численность мелких млекопитающих существенно ниже, чем на юге Карелии, участки обитания в кормные зимы не превышают 100 га, тогда как в голодные годы достигают нескольких квадратных километров (Насимович, 1948в).
Охотничьи территории зверьков, живущих по соседству, как правило, не перекрываются (рис. 53). В годы высокой численности горностая нейтральные зоны между индивидуальными участками почти не выражены, а в годы низкой численности они могут достигать трех и более километров. В такие годы отмечается не только увеличение размеров охотничьих участков, но также их смена (Данилов, Туманов, 1976а).
Гнездовые жилища и временные убежища горностая располагаются в самых разнообразных местах (табл. 29). Гнездо горностая имеет шаровидную форму. Оно состоит из сухой травы, шерсти и обрывков шкурок рыжих, серых и водяных полевок, реже серых крыс. Зимой постоянных жилищ хищник, по-видимому, не имеет.
Питание. Суточная и сезонная жизнь. Особенности поведения.
Основу питания горностая в Карелии в течение круглого года составляют мышевидные грызуны. Из них встречи полевок, включая ондатру, зимой достигают 66,6% (п = 56). Заметное место занимают птицы, главным образом воробьиные: летом - до 28,5%; земноводные и рептилии встречаются редко и только летом - 9,5%, как и растительные корма. Сезонные различия в питании невелики. Летом набор кормов несколько разнообразнее за счет включения в рацион ящериц, лягушек, ягод.
Сравнительный анализ географических особенностей питания горностая (от Баренцева моря до Чудского озера) показал, что при высокой и средней численности мелких млекопитающих, различия в составе пищи хищника, обнаружены только в видовом составе жертв, что определялось их доминированием среди населения мелких млекопитающих в разных зонах.
Но, в годы "неурожая" на севере очень важное значение в жизни горностая приобретают растительные корма.
По наблюдениям А.А. Насимовича (1948в) в голодную для горностаев осень 1939 г. в Лапландском заповеднике до и после выпадения снега зверьки питались главным образом плодами ягодных кустарничков и можжевельника (85%) и насекомыми (28%), из которых половину составляли личинки ручейников. Из растительных кормов чаще всего поедались плоды можжевельника (72%), в основном однолетние, черники (57%), морошки (37%), вороники (30%). Брусника, в изобилии росшая в заповеднике, среди остатков пищи горностая не была отмечена. В южных областях Северо-запада России и в Карелии ничего подобного обнаружено не было, хотя южнее Карелии рацион хищника несколько разнообразнее, главным образом за счет добычи воробьиных птиц.
Суточное потребление корма возрастает по мере роста зверьков. По наблюдениям в неволе, когда корм давался животным в избытке, они съедали: в возрасте 6-8 недель - самцы - 70 г, самка - 49, в возрасте 10-12 недель -86 г и 60 г (А.Н. Сегаль, личн. сообщ.). Горностаи старше года, по данным И.Л. Туманова (Данилов, Туманов, 1976а), потребляли в сутки в среднем: самцы - 92 г, самки - 68 г корма. О суточной потребности в корме можно косвенно судить и по весу содержимого желудка, который в среднем (п = 13) равен 3,8 г. Иными словами, за охоту горностаю, видимо, достаточно поймать одну рыжую полевку.
Запасы корма горностая нам находить не приходилось. Однако, судя по наблюдениям в неволе (исследования Д.В. Терновского, 1972), при обилии добычи горностаи создавали запасы из убитых ими мышей (99 и 45 мышей), а затем в течение довольно продолжительного времени - до 19 дн. - кормились этими запасами.
Случается, что горностай кормится у остатков добычи более крупных хищников. Об этом свидетельствуют находки в его желудках и экскрементах частей перьев глухаря, шерсти зайца, а также факты питания у остатков добычи куниц, и рыси, отмеченные при троплении последних. Питается горностай и падалью, что неоднократно отмечалось ранней весной у остатков лосей, задавленных медведем, а также поздней осенью - в начале зимы у внутренностей этих копытных, оставленных охотниками.
Суточная деятельность горностая, как и большинства мелких хищников, определяется, прежде всего, активностью его жертвы и погодными условиями. Основные объекты охоты горностая в Карелии - рыжие и серые полевки. Они активны преимущественно в утренние и вечерние часы, соответственно, и деятельность хищников приурочена к этому времени.
Регистрация встреч зверьков в бесснежный период позволяет говорить о двух периодах активности горностая в течение суток: утреннем - с 5 до 10 и вечернем - с 16 до 22 часов. Зависимость активности горностая от погодных условий особенно отчетливо проявляется зимой. В сильные морозы (при температуре ниже - 30 °С) зверьки редко покидают убежище. Зимой 1966 г. удалось установить, что при понижении температуры воздуха до {-21° ? -32°) С, животные не выходили на охоту по два-три дня подряд (Данилов и др., 1977).
Сезонная жизнь горностая распадается на два периода: первый - одиночная жизнь (осень, зима); второй - гон и семейная жизнь (весна-лето). Осенью наблюдается увеличение подвижности животных за счет расселения молодых. Весной самцы совершают большие переходы в поисках самок. Самки же в это время привязаны к месту гнездования, а летом к гнезду с молодыми.
Охотничий наброд горностая извилистый с частыми возвращениями к уже исследованным местам и пересечениями собственных следов. В поисках добычи он тщательно обследует места возможного пребывания мышевидных грызунов: пустоты под валежником, кучи хвороста, разрушенные постройки, стога и копны сена, груды камней, основания пней и деревьев и пр. Зимой хищник нередко охотится под снегом, проходя под ним до 40-50 м (табл. 30).
Горностай хорошо плавает. В случае преследования собакой быстро и легко забирается на кусты и деревья, иногда на высоту до 15 м. Передвигается горностай прыжками, длина которых зависит от плотности снега и достигает у крупных самцов 100-110 см. Хорошая опушенность лап зверька позволяет ему легко двигаться даже по рыхлому, глубокому снегу. Так, на одном участке в одно и то же время были встречены следы: куницы, американской норки и горностая. Первая проваливалась на 6-8 см, норка на 12-15, а горностай - лишь на 1-2 см.
Обычный аллюр горностая с явно выраженной двутактностью - один длинный и один короткий прыжки. Чаще следы задних лап перекрывают следы передних, но нередко горностай "троит" и "четверит" на ходу. Лапы расставляет широко, при этом ширина следа - 3-5 см, длина "двойки" -5-8 см, "тройки" - 7-10 см, "четверки" - 8-15 см.
Размножение.
Сроки становления половой зрелости горностая, очевидно, сильно варьируют в зависимости от климатических особенностей территории. Так, по наблюдениям в Казанском зоопарке (Григорьев, 1938), в Казахстане (Лавров, 1944), в Англии (Deaensly, 1935), в Германии (Muller, 1954; 1970) самцы и самки достигают половой зрелости и спариваются в первый же год жизни. В Новосибирске (Терновский, 1972) также наблюдались течка и спаривание подопытных самок в возрасте 2-4 месяцев.
В Карелии, т.е. значительно севернее упомянутых территорий, горностаи впервые приступают к размножению в конце первого - начале второго года жизни, т.е. размножаются уже перезимовавшие зверьки. Это было установлено путем микроскопических исследований половой сферы животных. У всех молодых зверьков и самцов, и самок, добытых с июня по сентябрь, признаков активизации половой сферы не обнаружено. В то же время в семенниках взрослых самцов, добытых с мая по июль, наблюдался активный сперматогенез. Происходившие макроизменения выражались в 3-4-кратном увеличении размеров и веса семенников. Взрослые самки в мае были лактирующими. Состояние органов размножения этих самок позволяют считать, что они были в стадии предтечки. В июне в яичниках находили уже желтые тела беременности. Следовательно, период течки приходится на конец мая - июнь. Соответственно, и гон происходит в это же время (Данилов и др., 1977).
Рождение молодых отмечается в середине-конце апреля, а на севере - в середине мая. Таким образом, общая продолжительность беременности составляет 10 месяцев. Среднее количество молодых в выводке - 7,1 особей. Судя по данным встреч молодых с самкой, к концу выводкового периода на одну самку в среднем остается 4,7 щенка, из чего следует, что отход молодых в течение первых трех месяцев жизни составляет 37% приплода (табл. 31).
Семейная жизнь горностая продолжается 3-4 месяца. Распад выводков и расселение молодых происходит в конце лета. Последние нераспавшиеся выводки были встречены 20 июля и 7 августа. Вместе с тем 23 июля наблюдали пару молодых отдельно от выводка. В более поздние сроки - в августе и сентябре находили лишь одиночных особей или молодых зверьков в паре.
Большинство исследователей, ссылаясь на встречу или добычу самца близ гнезда со щенками, считают, что он участвует в выкармливании молодняка. Три случая добычи нами самцов близ гнезд со щенками как будто подтверждают это. Однако их нахождение у гнезда можно толковать и как присоединение самца к самке перед гоном или в период гона. Д.В. Терновский (1977) и вовсе истолковывает это как специальные поиски самцами гнезд и спаривание еще со слепыми самками. Такие наблюдения были выполнены Д.В. Терновским при содержании зверьков в неволе.
В популяции горностая в большей или меньшей степени преобладают самцы. Из пробы в 200 зверьков, отловленных в промысловые сезоны, 55,9% пришлось на долю самцов. При просмотре шкурок на заготовительных пунктах (п = 87) самцов было 60,9%. Однако при оценке полового соотношения в природе следует учитывать особенности поведения зверьков разного пола, способы лова и их избирательность. Что касается возрастной структуры промысловой выборки из популяции, то на долю прибылых пришлось 41,1%, а взрослых - 58,9%.
Из 32 зверьков, возраст которых был определен И.Л. Тумановым по слоистым структурам костей с точностью до года, на долю годовиков пришлось 25,6%, двухлеток - 21,9%, трехлеток - 31,3%, четырехлетних - 18,1 %, пятилетних зверьков не было, а возраст самого старого самца был определен в 6 лет (Данилов и др., 1977).
Паразиты. Болезни. Враги и конкуренты.
В.И. Шахматова (1964) обнаружила у горностая в Карелии 7 видов гельминтов, преимущественно нематод (6 видов). Большинство из них являются общими с паразитами, выявленными у других куньих - лесного хорька, европейской норки, лесной куницы, что очевидно объясняется сходным характером питания и мест обитания этих видов. Наиболее часто у горностая паразитируют нематоды родов Filaroides и Skrjabingulus. При сильном заражении последними у зверьков часто отмечается перфорация черепа в области лобных пазух.
С целью выяснения зараженности горностая нематодами в 1970-е годы в Северо-западном отделении ВНИИОЗ были исследованы 53 тушки горностаев, отловленных в Ленинградской области. Результаты анализа показали слабую их инвазированность филяроидесами, ее интенсивность составляла 11,3%. Интенсивность инвазии также была незначительной. В среднем на зараженного зверька приходилось 1-2 экз. Скрябингилезная инвазия была значительно выше. Экстенсивность ее достигала 65%; при этом доля зараженных самцов была значительно выше, чем самок (77 и 43%, соответственно). Интенсивность инвазии была также довольно высокой и составляла в среднем 7,2 экз. (Данилов, Туманов, 1976а).
Болезни горностая остаются малоисследованными. Имеются, правда, сведения о его невосприимчивости к туляремии (Дунаева, 1954).
Врагами горностая можно считать всех более крупных, чем он сам хищников из семейств Куньих и Собачьих, они же, включая и ласку, составляют и основную конкуренцию горностаю в потреблении мелких млекопитающих. Остатки горностая находили также в погадках филина, и уральской неясыти.
Движение численности.
Численность горностая значительно колеблется по годам. Основным фактором, определяющим эти флуктуации, является состояние кормовой базы хищника. На севере изменения его населения выражены гораздо отчетливее, чем на юге и полностью определяются численностью основных объектов его питания - мышевидных грызунов. В Карелии эта зависимость также просматривается довольно отчетливо (рис. 54). Южнее, где спектр питания хищника расширяется за счет других кормов, эта зависимость сглаживается. В северных регионах подъемы и спады численности горностая следуют с запозданием на год за пиками и спадами численности мышевидных грызунов. Это связано с интенсивностью размножения хищника (числа самок, участвующих в размножении и плодовитости), зависящей от условий его жизни в предшествующем году.
Флуктуации численности имеют не совсем определенную ритмику. Просматриваются два цикла - один с продолжительностью 3-4 и второй 6-7 лет. Амплитуда колебаний достигает 6-кратной величины (рис. 54). Ведущим фактором, определяющим эти колебания, следует признать кормовой. Его влияние достоверно и по результатам дисперсионного анализа составляет 26% при Р > 0,99.
Некоторое представление о динамике численности дают также материалы заготовок шкурок горностая. Судя по промежуткам между годами наибольших заготовок, периодичность пиков численности вида лежит в пределах 4-7 лет.
Практическое значение.
Совсем недавно - в 1930-е годы в Карелии заготавливали до 8,5 тыс. шкурок горностая в год (в среднем 2,1 тыс.) В настоящее время горностай как один из пушных зверей утратил свое значение.
Это объясняется крайне низкой закупочной ценой за шкурку зверька при одновременной трудоемкости промысла, но главным образом изменением контингента охотников и почти полного исчезновения из их рядов так называемых промысловиков, добывавших пушных зверей капканами и прочими самоловами. Очевидно, сказались также запрещение использования для отлова зверей ногозахватывающих капканов и активная кампания, призывающая отказаться от использования в одежде естественных мехов, развернутая в странах Западной Европы.