Косуля
До недавнего времени косуля в Карелии не встречалась даже эпизодически. Палеонтологические находки в виде остатков немногочисленных костей косуль на стоянках неолитического человека (Иностранцев, 1882; Верещагин, 1979) позволяют считать, что одним из самых северных пунктов, где этих зверей добывали, был южный берег Ладожского озера (г. Новая Ладога - 60°07' с.ш.). Этот город находится в 70-80 км от южной границы современной Карелии.
В восточной части европейского ареала вида самая северная находка костей косули среди кухонных остатков древнего человека - оз. Вожа, Вологодская обл. - находится на той же широте, что и южная граница Карелии (60°40' с.ш.). У Верещагина Н.К. (1979) находим также упоминание северного Приладожья как места встреч остатков костей косули, но без точного указания места обнаружения этих фрагментов.
В исторических документах, относящихся к XVIII-XIX вв., сведений о косуле в Карелии и даже в пределах Олонецкой губернии, в которую входили и Вытегра и Каргополь, не встречается. Исключение составляет лишь утверждение СВ. Кирикова (1960), который пишет о том, что косуля встречалась на значительной части Петрозаводского уезда, в том числе в районе с. Святозеро, еще в конце XVIII столетия. Однако ни в одной из старых фаунистических работ (Озерецковский, 1792; Кесслер. 1868; Поляков, 1873) такой информации мы не находим. И в более поздних сводках и обзорах фауны Европейского севера России эти сведения не получили подтверждения. Очевидно, как предполагает Е.К. Тимофеева эти сведения следует отнести к дальним заходам животных за пределы ареала, как это имеет место и в наше время.
Первое такое появление косули в Карелии было зарегистрировано нами в непосредственной близости от Петрозаводска осенью 1964 г. (Данилов, 19746). Наиболее вероятным местом, откуда мог придти зверь - это Ленинградская обл., где к этому времени косуля встречалась в ряде южных и западных районов и даже на Карельском перешейке (Тимофеева, 1970)
Второе появление косули в Карелии датируется осенью 1968 года. По сообщению председателя Сортавальского общества охотников П.Е. Галушкина, двух косуль видели в сентябре и октябре сначала у озера Пюхя-ярви, а несколько позже - у местечка "Госконюшня". Одинаково вероятен их приход - из Финляндии или Карельского перешейка Ленинградской области.
Третий заход четырех косуль, очевидно из Финляндии, отмечен в районе пос. Вяртсиля бывшего Сортавальского р-на (рис. 72). Звери появились осенью 1969 года, а с наступлением зимы исчезли.
Заход еще двух косуль в Карелию, но уже на востоке республики, зарегистрирован осенью 1970 г. Заметил зверей в окрестностях г. Пудожа охотовед района В.Т. Сидоров. Путь косуль прослеживался от озера Муромского, расположенного на крайнем юго-востоке Карелии близ административной границы с Вологодской обл., откуда, по всей вероятности, звери и пришли. В начале зимы животные держались в ельнике, а кормились кустарничками черники, раскапывая еще неглубокий снег. Потом они переместились на окраины сенокосов, где жили и кормились у стогов сена. Звери благополучно перезимовали и оставались в этом районе весну, лето и осень. Дальнейшая их судьба неизвестна.
В ноябре 1971 г. в окрестностях пос. Гирвас Кондопожского р-на неоднократно видели четырех косуль, которые жили на небольшом участке зарастающих сенокосов, кормились сеном и побегами ивы.
На следующий год стало известно о вторичном появлении косули близ пос. Вяртсиля, она заходила даже в поселок и, очевидно, также пришла из Финляндии.
В том же 1972 году в Заонежье (Медвежьегорский р-н), близ д. Вегарукса, были обнаружены остатки косули, зарезанной волками. Это самый северный заход косули в Карелии.
В 1975 г. вновь поступило сообщение о косуле, встреченной в районе пос. Вяртсиля; и в том же году одиночное животное появилось в окрестностях Петрозаводска, возле Бесовецкого аэропорта. Здесь в долине р. Шую косуля и провела всю зиму.
С тех пор и до середины 1990-х годов о косулях в Карелии ничего известно не было. Следующая серия заходов началась в 1995 г. Ранней осенью этого года у д. Обжа, на побережье Ладожского озера (Олонецкий р-н) были сначала зарегистрированы следы косуль, а несколько позже охотовед района В. Игнатьев видел и самих животных. С тех пор следы косуль и самих зверей почти ежегодно регистрируют в этой местности. Последняя встреча датируется августом 2004 г. В названный район животные могли попасть только из Ленинградской области, каким-то образом перебравшись через р. Свирь и пройдя Верхнесвирский заповедник. Весной этого же года косуля вновь появилась в районе Бесовецкого аэропорта близ Петрозаводска.
Завершая перечисление мест встреч косуль в Карелии нельзя не отметить, что все они произошли в четырех районах: на западе - пос. Вяртсиля - четыре случая, в центре южной Карелии - окрестности г. Петрозаводска -три случая, на востоке - окрестности д. Обжа - семь случаев и в самом восточном районе республики - в Пудожском - один случай (рис. 72). По-видимому, расселение животных происходило в первом случае - из Финляндии, во втором и третьем - из Ленинградской обл., а в четвертом - из Вологодской обл. Очевидно экологическими коридорами или руслами, по которым продвигались животные, были в первом случае - побережье Сайминской группы озер, во втором и последнем случаях - берег Онежского озера, а в третьем - побережье Ладожского озера.
Известны и чрезвычайно интересны факты появления косуль значительно севернее Карелии - на территории Мурманской обл. Все они, за исключением двух последних встреч косуль близ Кандалакши в 1998 и 2003 годах, описаны О.И. Семеновым-Тян-Шанским (1982). Тем не менее, мы считаем возможным повторить их здесь, чтобы у читателя сложилось единое представление о времени, источниках, путях (т.н. экологических коридорах) и последствиях этих заходов.
Первые сведения о появлении косули в Мурманской обл. возле Пояконды (Кандалакшский заповедник) относятся к 1968 году. Затем в марте 1971 г. в пос. Пинозеро (близ Кандалакши) забрел истощенный самец косули, и в ту же ночь он погиб. В январе 1974 г. здесь же появился еще один самец косули, его содержали на ферме до апреля, затем выпустили, но в ту же ночь он был убит браконьером. Еще одна косуля была поймана в 1976 г. в районе Мурмашей. В сентябре 1977 г. сам автор книги - "Звери Мурманской области", на которую мы и ссылаемся - О.И. Семенов-Тян-Шанский - нашел следы одной или двух косуль в Лапландском заповеднике. И, наконец, в октябре 1979 г. в долине реки Канды, западнее Кандалакши была найдена нога косули, очевидно убитой браконьерами.
Привлекает внимание совпадение сроков появления косуль в Карелии и в Мурманской области - большинство из них приходится на начало-середину 1970 годов и на конец 1990-х - начало 2000-х годов. Примечательно также, что все звери пришли в одно место - в район Кандалакши и следовали, очевидно, одним и тем же путем. Вероятно, пришли они из района Куусамо (Финляндия), где косули появились еще в самом начале 1970-х годов (Siivonen, 1972), а следовали животные, по-видимому, вдоль реки Оуланка-Оланга, используя ее как экологическое русло, что отмечается довольно часто при расселении животных, особенно копытных.
Объяснить появление косуль так далеко за пределами мест их постоянного обитания крайне трудно. Это не дисперсия молодых, поскольку все зарегистрированные животные были взрослыми, ни выход животных из районов высокой численности, поскольку повсеместно на периферии ареала (на юго-востоке Финляндии и в южных районах Ленинградской и Вологодской областей) плотность населения косули очень невелика. Не было и выпусков зверей ни в одном из перечисленных мест, за исключением небольшой группы животных, выпущенных в 1964 г. в Тосненском р-не Ленинградской обл. (Тимофеева, 1970); не свойственны косуле и большие перемещения в процессе жизнедеятельности.
Несмотря на довольно многочисленные заходы косуль в Карелию ожидать сколько-нибудь постоянного их обитания даже в самых южных районах Карелии не приходится. Скудные и однообразные зимние корма, суровые и многоснежные зимы, многочисленные хищники - волк, рысь - вот основные причины, препятствующие жизни косули в Карелии. Исключение могут составлять высокоорганизованные охотничьи хозяйства с полувольным содержанием животных.
Особенности экологии косули на северном пределе ареала в Европейской части России не изучены, что с сожалением констатирует и Е.К. Тимофеева (1970). Только в 1985 г. Е.К. Тимофеева опубликовала монографию "Косуля", где собраны все прежние и более поздние данные по экологии косули на Северо-западе России, что позволяет составить вполне определенное представление об особенностях экологии вида на северном пределе его ареала