Беломорско-балтийский канал
Еще с 16 века местным жителям был известен путь по воде из центра на север страны, к Соловецкому монастырю. Богомольцы отправлялись через Сумский Посад и Повенец, а идея постройки канала возникла в 19 веке. Тогда же предлагались и первые проекты. Однако построили канал только при советской власти.
Решение о начале «сверхударной» стройки – Беломорско-Балтийского водного пути - было принято в феврале 1931 года. Сроки масштабного строительства поразительны даже по современным меркам. Свыше ста сложных объектов были выстроены всего за 1 год и 9 месяцев. Без особых затрат цемента и металла, используя камень, песок, дерево. Без техники, используя лопату и топор, кувалду и зубило. Строили канал более ста тысяч заключенных.
Длина водного пути – 227 км, 48 из которых – искусственная дорога. Система Беломорканала включает 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу и 12 водоспусков. Для судоходства канал почти не использовался до 50-х годов, по той причине, что средняя глубина канала – 5 метров. Начинается канал в Онежском озере в районе города Повенца, и онежский склон Беломорско-Балтийского канала считается очень крутым. Теплоходы поднимаются по Повенчанской лестнице на 70 метров через 7 шлюзов. Спуск к Белому морю, в сравнении выглядит более пологим – 102 метра через 12 шлюзов.
Часть канала была разрушена во время войны, но уже в 1946 году канал снова работал, причем был даже обновлен – по нему начали ходить крупнотоннажные суда.
Строительство Беломорско-Балтийского канала – интересная и трагичная часть нашей истории, которую лучше всего узнавать, когда видишь своими глазами – какие сооружения построены титаническими усилиями обычных людей.