Дивный остров Валаам
Далеко за пределы России разносится слава о подлинной жемчужине Ладоги — острове Валаам. Красота его суровых замшелых скал, вздымающихся над просторами Ладожского озера, могучих сосен и елей девственных лесов, а рядом с нетронутыми уголками природы — пышных садов и аллей лиственных деревьев, высаженных заботливыми монашескими руками, никого не оставляет равнодушным. И среди этой невероятной красоты возвышается колокольня и купола главного собора монастыря — Преображенского, голубыми куполами соперничающего с синевой северного неба. Но еще раньше, только приближаясь к святому острову, путники с борта теплохода любуются стройным силуэтом великолепной постройки архитектора А. М. Горностаева — храма Никольского скита, расположенного на входе в Монастырскую бухту.
Трудно установить, когда Валаам начал впервые осваиваться человеком. Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера в 40 км от материка. Площадь архипелага, состоящего более чем из 50 островов, составляет 36 кв. км. На Валаам приходится 2/3 площади — 27,8 кв. км. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.
Первыми обитателями этих мест были финно-угорские племена. Монастырское предание гласит, что на Валааме ими были устроены языческие капища. Да и само название «Валаам» восходит, скорее всего, к финскому термину «varama» (высокая земля) или «valo» (свет, клятва). Православные иноки, по всей видимости, трансформировали это название, созвучное имени ветхозаветного пророка Валаама.
Первыми христианами, пришедшими на остров и положившими начало пустыннической обители, были два монаха — Сергий и Герман. Житие их не сохранилось. Летописные сведения крайне скудны. Известно лишь, что пришли они из «восточных стран», что позволяет предположить, что преподобные были выходцами из Греции.
Дата основания монастыря вызывает много споров. Церковная традиция относит ее к Х веку, когда на Русь (особенно после ее крещения св. князем Владимиром в 988 году) пришло из Византии множество монахов — миссионеров. В ХIV веке Валаамский монастырь уже называли «великою честною лаврою». Основатели многих знаменитых русских обителей (Александр Свирский, Савватий Соловецкий и др.) были выходцами с Валаама.
Однако порубежное положение приладожских земель обрекало обитель на мученическую судьбу: здесь сталкивались интересы Великого Новгорода и Королевства Шведского. И только в начале ХУШ века в результате Северной войны Валаам вновь вернулся в состав России. С этого момента начался новый этап жизни монастыря, расцвет которого пришелся на вторую половину Х1Х века.
Все средневековые постройки на острове были уничтожены — они были деревянными. Каменное строительство развернулось на Валааме лишь с конца ХVШ века, когда монастырь возглавил знаменитый саровский старец Назарий — опытный духовный наставник и талантливый архитектор — самоучка. Но расцвет монастыря относится ко времени игуменства отца Дамаскина, когда строились новые и перестраивались старые скиты, когда творил на Валааме архитектор Горностаев и писали великолепные картины известнейшие художники, а число братии и паломников росло год от года.
Много печальных событий принес с собой век двадцатый, но в конце его, в 1989 году вновь затеплилась жизнь в монастыре, вновь колокольный звон созывает братию на службу, вновь теплоходы везут паломников и туристов к дивному острову.