Версии происхождения названия «Валаам»
Эти скалистые неприступные берега среди бурных ладожских волн созданы для того, чтобы хранить в себе великую Историю и Тайну… Валаамские пейзажи вдохновляли знаменитых мастеров– здесь творили И.И. Шишкин, А.И. Куинжди и Н.К. Рерих, эти места описывали Н.С. Лесков , Ф. И. Тютчев, И.С. Шмелев.
Эти скалистые неприступные берега среди бурных ладожских волн созданы для того, чтобы хранить в себе великую Историю и Тайну… Валаамские пейзажи вдохновляли знаменитых мастеров– здесь творили И.И. Шишкин, А.И. Куинжди и Н.К. Рерих, эти места описывали Н.С. Лесков , Ф. И. Тютчев, И.С. Шмелев.
Версий происхождения названия «Валаам» несколько. Кто-то связывает связывает этот топоним с финно-угорским «валамо» - «высокая земля, высокий берег». Кто-то утверждает, что наименование острову дано в честь ветхозаветного пророка. Есть предположение, что название произошло от имени древнескандинавского бога Валы или славянского Велеса. Так или иначе, священными эти места были издревле – на островах найдены следы языческих капищ и жертвоприношений.
Временем появления здесь православного монастыря считается 960 год, когда монахи Сергий и Герман основали здесь первую церковную общину. Впрочем, христианская легенда отсылает нас к еще более древним временам – говорят, что первый крест здесь поставил библейский апостол Андрей Первозванный. Валаамская обитель много раз подвергалась вражеским набегам, пожарам и разорениям и ее древняя история дошла до нас только в виде легенд да обрывочных письменных сведений. Однако упоминания о монастыре имеются в новгородских летописях, начиная с XII века.
Как и многие пограничные монастыри, Валаам служил оборонительной крепостью: известно об обороне от шведов в 1240 году – монастырь тогда был разорен. В начале XVII века шведские войска снова напали на северо-западную Русь – и целое столетие Валаам оставался под властью Швеции.
В XVIII веке монастырь возрождался дважды – сначала по указу Петра I , потом после запустения и пожаров – во время правления Екатерины II, когда монастырю были возвращены земли – фактически с этого времени и ведется современная история монастыря. К началу XIX века была отстроена каменная центральная усадьба, и XIX век стал временем расцвета монастыря, особенно в период, когда настоятелем был игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов). На острове строились новые часовни, и храмы, прокладывались дороги, были основаны конный и рыбный заводы, разбиты фруктовые сады, развивалось судоходство между островами и материком. Монастырь, как и многие духовные учреждения того времени, был крупным землевладельцем, ему принадлежали крепостные крестьяне.
После революции эти территории отошли к Финляндии. В состав СССР острова вошли после Советско-Финской войны в 1940 году, перед приходом Красной армии Валаамские монахи ушли из монастыря, взяв с собой с собой ценные иконы и утварь и основали на территории Финляндии Ново-Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
С 40х годов XX века на Валааме действовала школа юнг, готовивших кадры для советского военного флота, работал совхоз. В послевоенные годы здесь был основан дом-интернат для инвалидов.
С 60х годов остров становится объектом посещения туристов, в1979 – основан музей заповедник и начаты реставрационные работы. Церкви Валаам был возвращен в 1989 году – и Спасо-Преображенский мужской монастырь получил статус ставропигиального, то есть напрямую подчиненного патриарху. На сегодняшний день братия монастыря насчитывает более 200 человек, монастырь – это не только центральная усадьба, но и несколько возрожденных и новых скитов на островах. Ежегодно монастырь принимает более 100 тысяч гостей: туристов и паломников.